Можно ли пропиарить уровень технологического развития одной отдельно взятой страны?
Оказывается, можно. В 1987-1988 годах Советский Союз получил уникальную возможность оценить прогресс Соединенных Штатов в сфере информационных технологий.

Выставка «Информатика в жизни США» стала очередным проявлением приоткрывшегося «железного занавеса» и наглядно продемонстрировала советским гражданам достижения западной техники.
Это было захватывающее зрелище компьютерных новинок, ранее недоступных широкой публике.

Посетители впервые смогли вживую увидеть устройства, которые, казалось, чудом занесло из фантастического будущего: компьютерные мыши, сенсорные экраны, ксероксы и многое другое.

Выставка наглядно показала сильное отставание Советского Союза от США в информационных технологиях.

Подписывайтесь на наш ТГ-канал PR-prosvet, там вас ждут актуальные новости, интересные подборки нейросетей для разных целей, актуальные рекомендации по пиар-продвижению бизнеса через СМИ и интернет-контент и многое другое!


Предыстория широкомасштабного пиара

Идея провести в СССР масштабную выставку, демонстрирующую современные американские достижения в компьютерных технологиях, возникла после встречи Рональда Рейгана и Михаила Горбачева в Женеве в ноябре 1985 года. В рамках подписанного соглашения о культурном обмене и было решено организовать подобное мероприятие.

Инициатором выступило Информационное агентство США (USIA), выделившее на подготовку выставки 15 миллионов долларов.Целью было не только продемонстрировать технологический прогресс Америки, но и подогреть осведомленность в сфере информатики у советских граждан, показать широкое практическое применение компьютерных разработок в различных сферах жизни.Кропотливая работа по подготовке выставки и отбору экспонатов велась больше года. Специалисты консультировались с советологами, чтобы определить, что способно удивить посетителей, какие аспекты осветить, на чем сделать упор – на технологичности или практическом применении. В итоге выбор пал на второй вариант.

Проведение выставки для пиара IT-сферы

За период с 1987 по 1988 год выставка посетила 9 городов Советского Союза. Она экспонировалась в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Ростове-на-Дону, Тбилиси, Ташкенте, Иркутске и Магнитогорске.

Таким образом, жители разных республик и регионов страны получили возможность вживую ознакомиться с новейшими компьютерными технологиями.

Хотя точные цифры неизвестны, предполагается, что экспозицию в общей сложности увидели сотни тысяч, а возможно, и миллионы советских граждан.




665b5fc1ae83d.jpg

Впечатления и последствия

Без сомнения, выставка «Информатика в жизни США» в полной мере достигла основной цели – продемонстрировать советским гражданам высокий уровень технологического развития Соединенных Штатов в сфере информатики и компьютерной техники.

Экспозиция произвела колоссальное впечатление на советских граждан и даже стала шокирующим откровением, наглядно показавшим разрыв, вернее, пропасть между США и СССР в IT-сфере, ведь для многих это было первое близкое знакомство с компьютерной техникой.

Людей поражало, насколько широко информационные технологии использовались в самых разных сферах жизни американцев – от быта и досуга до медицины и образования.

Сейчас это кажется дикостью, но для большинства посетителей такие ставшими обыденными слова, как «компьютер», «монитор», «модем» и «сканер» представлялись экзотическим лексиконом из области футуристики.

А потому компьютерная мышь, технология Xerox и сенсорные экраны вызвали настоящий фурор. Именно тогда многие советские граждане впервые увидели первоначальный, радужный логотип Apple и узнали, кто такой Стив Джобс.

Помимо самой экспозиции, выставка оставила после себя и вполне осязаемые «следы» в виде «мерча» – буклетов, фирменных пакетов с логотипом Пепси и значков. Эти сувениры высокого качества (особенно пакеты с усиленной ручкой) еще долгое время напоминали посетителям об увиденном.

Оценка PR-эффективности

Благодаря грамотно спланированной экспозиции и широкому охвату аудитории, жители разных уголков страны на американском опыте воочию убедились в том, что компьютерные технологии можно и нужно использовать не только в промышленности, но и в быту.

Это было мощным пропагандистским ходом, который, конечно же, повлиял на умы советских людей, заставив по-новому взглянуть на достижения зарубежной науки.

Стоит отметить и высокий уровень организации PR-кампании вокруг выставки. Все было продумано до мелочей: разработка маршрута для охвата максимального числа городов; подбор экспонатов, способных заинтересовать и удивить публику и их расстановка в павильонах; тематическое зонирование; русскоговорящие гиды; распространение мерча; ненавязчивое продвижение радиостанции «Голос Америки» в интерактивных устройствах.

Выставка получилась яркой, запоминающейся и убедительной демонстрацией возможностей американских ИТ-компаний того времени.

Подробнее о продакт-плейсменте в советском кинематографе рассказывали в этой статье >>

Резюме

«Информатика в жизни США» стала поистине знаковым событием для Советского Союза конца 1980-х годов. Благодаря грамотно спланированной PR-кампании в виде экспозиции выставка достигла своей главной цели – убедительно «пропиарила» технологическое превосходство США в данной сфере.

И хотя выставка имела политический контекст, она помогла посетителям расширить горизонт представлений о технике, задала вектор развития технологий, продемонстрировала заманчивые перспективы.

Но главным последствием стало то, что выставка (может, явно, а может и подсознательно) вдохновила молодых людей, пробудила в них интерес к компьютерам и программированию. Возможно, кто-то из них в будущем при выборе профессии предпочел ИТ-сферу.