Вообще, эпатажное поведение – тоже разновидность пиара. Это провокационные трюки и скандальные выходки с целью привлечь максимум внимания общественности к личности или бренду.
И Брэнсон виртуозно использует эту стратегию на протяжении всей своей карьеры. Громкие рекламные акции, рискованные челленджи, экстравагантные наряды – все это помогает Virgin Group оставаться на слуху и выделяться среди конкурентов. Благодаря эпатажу Брэнсону удалось создать один из самых узнаваемых брендов современности.
Чем же объясняется пристрастие миллиардера к скандальному пиару? Каким образом его эксцентричные трюки влияют на репутацию и развитие Virgin Group? Давайте разбираться.
Подписывайтесь на наш ТГ-канал PR-prosvet, там вас ждут актуальные новости, интересные подборки нейросетей для разных целей, актуальные рекомендации по пиар-продвижению бизнеса через СМИ и интернет-контент и многое другое!
Ранние годы и начало карьеры Брэнсона
Ричард Брэнсон родился в 1950 году в Лондоне в семье адвоката. С ранних лет он проявлял бунтарский характер и склонность к эпатажу. В 16 лет Брэнсон бросил школу из-за дислексии и основал свой первый бизнес - журнал Student. Именно журнал стал отправной точкой в его карьере и первым примером эпатажного пиара.
Надо сказать, что Брэнсон распространял Student совершенно нетрадиционными методами. Во-первых, внимание к журналу он привлекал броскими заголовками на обложке и провокационным контентом. Во-вторых, он раздавал журнал в общественных местах, нарядившись в эксцентричный костюм. Благодаря такой рекламе тираж Student быстро вырос до нескольких десятков тысяч экземпляров.
В 1970 году, вдохновленный успехом журнала, Брэнсон открыл звукозаписывающую студию Virgin Records. Лейбл сразу заявил о себе подписанием необычных андеграундных исполнителей вроде Sex Pistols. Рекламные акции Virgin Records также отличались эпатажем и вызывающим стилем. С одной стороны это шокировало обывателей, но, с другой стороны, обеспечивало компании известность. С тех пор эксцентричное поведение стало визитной карточкой молодого Брэнсона.
На катамаране через Атлантику ради продвижения
Ричард Брэнсон никогда не боялся амбициозных и даже безрассудных вызовов. В 1985 году он предпринял первую попытку побить мировой рекорд – быстрее всех пересечь Атлантический океан на катамаране Virgin Atlantic Challenger. Однако этот вояж закончился драматично – судно получило повреждение у берегов Британии, и Брэнсона пришлось спасать с помощью вертолета Королевских ВВС. Инцидент получил широкую огласку, а некоторые СМИ даже требовали компенсировать государству расходы на спасательную операцию.
Но Брэнсон не отступился.
В 1986 году на новом катамаране Virgin Atlantic Challenger II он все-таки установил рекорд скорости в трансатлантической гонке, улучшив его на два часа.
В 2008 году миллиардер совершил еще одну попытку пересечь Атлантику, на этот раз на шлюпе Virgin Money. К сожалению, рискованная экспедиция была сорвана жестоким штормом, который повредил парус и вынудил судно пришвартоваться на Бермудах.
Но неудачи не могли остановить Брэнсона в его стремлении к рекордам и внешнему пиару.
Путешествия на воздушном шаре
Еще один громкий PR-проект Брэнсона – кругосветное путешествие на воздушном шаре. В 1990-х годах он предпринял несколько таких попыток, каждая из которых широко освещалась в СМИ и транслировалась в прямом эфире.
Полеты сопровождались многочисленными драматическими инцидентами: то поломкой оборудования, то вынужденными посадками, то рискованными маневрами. Хотя ни одна из экспедиций не достигла своей финальной цели (максимум, что удалось Брэнсону, это преодолеть расстояние от Марокко до Гавайев), они обеспечили миллиардеру мировую известность как авантюристу, который не боится смелых и даже безрассудных вызовов.
Полеты в космос как пиар стратегия
Одним из самых ярких примеров эпатажного пиара Брэнсона является его стремление осуществить туристические полеты в космос. Брэнсон активно лоббирует идею доступных полетов в космос для широкой публики.
Условно широкой, поскольку билет на такой рейс стоит не менее 250 тысяч долларов. С этой целью в 2004 году он основал компанию Virgin Galactic, занимающуюся разработкой кораблей для суборбитальных космических путешествий.
10 августа 2023 года состоялся первый туристический полет в космос.
До этого знаменательного события предприниматель принимал активное участие в испытательных полетах, раздавал громкие обещания и делал смелые заявления о скором начале регулярных коммерческих рейсов. Такая кампания обеспечила Virgin Galactic мощный PR и привела к тому, что своей очереди ждут уже порядка 600 пассажиров, жаждущих отправиться в космос.
Провокационные рекламные кампании
Брэнсон никогда не боялся провокационных и даже скандальных рекламных кампаний для продвижения брендов Virgin. Одна из самых ярких – реклама бюджетного подразделения авиакомпании Virgin в 1990-х годах. Провокационный слоган кампании звучал так: «Virgin – лучший способ потерять девственность».
Этот слоган сопровождался изображениями стюардесс Virgin в откровенных позах и красных нарядах. Реклама вызвала бурю возмущения из-за своего сексуального подтекста, но также принесла Virgin невероятную огласку. Компания смогла выделиться среди конкурентов и запомниться массовой аудитории.
Еще одним ярким примером является реклама Virgin Cola в середине 1990-х. Ричард Брэнсон проехал на танке по Таймс-Сквер и несколько раз выстрелил из пушки по рекламным баннерам своего конкурента – компании «Кока-Кола».
Во время презентации нового лайнера для авиапарка Virgin Atlantic миллиардер специально окатил шампанским принцессу Диану с ног до головы, в результате чего Диане пришлось переодеться в костюм бортпроводницы. Можно ли придумать более эффективную рекламную кампанию, чем та, в которой такая именитая и высокопоставленная персона, как принцесса Диана, надевает униформу бренда?
Подробнее о «желтом» пиаре читайте в этой статье >>
Эпатажные появления на публике
Сам Ричард Брэнсон регулярно шокирует публику своим внешним видом и поведением.
Например, однажды в рамках необычной рекламной акции миллиардер исполнил роль стюардессы на одном из рейсов авиакомпании AirAsia из Австралии в Малайзию.
В течение 6 часов основатель Virgin Group в ярком макияже с накрашенными губами, одетый в красный пиджак, красную обтягивающую юбку и чулки, разносил пассажирам еду и напитки. Как оказалось, такой эпатажный перформанс стал результатом проигранного пари, который Брэнсон заключил с главой AirAsia Тони Фернандесом. Кстати, деньги, вырученные от продажи билетов на скандальный рейс, были направлены в детский благотворительный фонд.
Причем, это дефиле в женской одежде было для Брэнсона уже вторым. Первое его появление имело место в 1996 году на презентации салона для новобрачных Virgin Brides, где он предстал перед публикой в свадебном наряде и при полном макияже.
Но женские наряды – это еще «цветочки». Ричарду Брэнсону ничего не стоит появиться в общественных местах абсолютно голым: то он прокатится на лыжах в швейцарских Альпах, то вскарабкается на строительный кран, чтобы помахать сверху мобильными телефонами Virgin Mobile.
Фото и видео таких эпатажных появлений моментально распространяются в интернете и СМИ. Это приносит Virgin Group мощную огласку и привлекает новую аудиторию.
Экстремальные рекламные трюки и челленджи
Брэнсон также использует рискованные рекламные трюки и челленджи для пиара своих компаний.
Например, в 2007 году он запомнился своим прыжком на тарзанке с крыши небоскреба в Лас-Вегасе. При этом во время прыжка Брэнсон стукнулся о выступ здания, но отделался легкими ушибами и порезами.
В 2012 году миллиардер вместе с тремя ветеранами войны опустился на морское дно у побережья Багамских островов и «пообщался» с тигровыми акулами в рамках акции по спасению этих вымирающих хищников.
Такие выходящие за рамки эпатажные выходки всегда привлекают внимание и рядовых обывателей и СМИ и мгновенно становятся вирусными в соцсетях.
Влияние эпатажного пиара на бренд Virgin
Положительное влияние
Эпатажный стиль пиара, избранный Ричардом Брэнсоном, принес Virgin Group колоссальный успех в формировании узнаваемого бренда и продвижении на рынке.
Громкие скандалы, рискованные трюки и провокационные акции обеспечивали компаниям Virgin постоянное присутствие в новостных заголовках и на первых полосах таблоидов.
Это позволило Virgin выделиться среди конкурентов, привлечь к себе максимум внимания широкой публики и создать яркий, запоминающийся образ эксцентричного, но инновационного бренда, не боящегося идти на смелые шаги. Благодаря этому, Virgin – одна из самых узнаваемых торговых марок в мире.
Кроме того, эпатаж Брэнсона вызывал живой интерес потребителей не только к новым продуктам Virgin Group, но и к личности самого Брэнсона как харизматичного авантюриста. Это привлекало новых клиентов и способствовало росту лояльности аудитории. А также работало на продвижение личного бренда миллиардера.
Отрицательное влияние
В то же время излишне эпатажная пиар-стратегия Virgin иногда оборачивалась негативными последствиями. Многие акции и рекламные кампании бренда вызывали яростную критику и обвинения в пошлости, аморальности и дурновкусии.
Например, рекламная кампания Virgin Brides в 1996 году была осуждена за искажение ценностей брака. А широко разрекламированный полет Virgin Galactic к краю атмосферы в 2021 году получил обвинения в безрассудстве и неоправданном риске для жизни.
Такого рода скандалы наносили ущерб репутации Virgin, вызывали недоверие у части потенциальных клиентов и ставили под сомнение ответственность как бренда, так и самого Брэнсона как авантюриста-безумца, не думающего о последствиях.
Подробнее о скандалах в фэшн-индустрии рассказывали в этой статье >>
Заключение
Для Ричарда Брэнсона провокационный, эпатажный пиар, при всех его недостатках, остается неотъемлемой и крайне важной частью стратегии, одним из главных козырей в борьбе за внимание аудитории и продвижении Virgin Group.
Можно с полной уверенностью утверждать, что эпатаж – это второе имя Брэнсона. На протяжении десятилетий его эксцентричные выходки, провокационные рекламные кампании и безрассудные трюки привлекали внимание СМИ и общественности.
Однако было бы ошибкой считать, что Ричард Брэнсон выбирает эпатаж ради эпатажа. В первую очередь Ричард Брэнсон – предприниматель, в котором живет неугомонный дух бунтаря и первопроходца. На его счету немало грандиозных начинаний в самых разных отраслях – от авиаперевозок до космического туризма.
При этом, далеко не все его затеи в итоге увенчались успехом. Но он не сдавался, а всякий раз громко признавал свои ошибки. Его самоирония и готовность смеяться над собственными провалами всегда вызывали симпатии публики и с лихвой покрывали имиджевые потери от скандалов.
После каждого фиаско миллиардер тут же бросается в новый авантюрный и амбициозный проект. А это в очередной раз подогревает интерес к бренду Virgin. Можно сказать, что бренд развивался за счет регулярного пиара и грамотного (а иногда и не очень) продвижения.